Консультации Логопеда

Успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием (ОНР) во многом определяется участием родителей в комплексе психолого – педагогических мероприятий

Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?

Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели логогруппы во время проведения ежедневных «логопедических часов», во второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей.

Задания включают в себя основные разделы:

- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.

В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

- задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза.

- серия лексико – грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

- задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.

- задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.

- задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТОРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА:

- Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателями логопедической группы в четверг или пятницу в вечерние часы.

- Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).

Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно

- все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.

- графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.

- Папку с индивидуальной рабочей тетрадью с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник.

- Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

- на протяжении всего учебного года еженедельно по четвергам (с 12. 30 до 16.30)проводятся консультации для родителей детей, посещающих логопедическую группу. Во время консультации учитель – логопед покажет индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отметит его успехи. Подчеркнёт особенности прохождения коррекционного процесса, обратит внимание на вызывающие затруднения задания и упражнения, подскажет на что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания.

ПАМЯТКА

(правила занятий с ребёнком дома)

1-заниматься с ребёнком дома ежедневно.

2-занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке

3-время проведения занятий 10-15 минут

4-хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение

5-артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.

6-все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.

7-графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.

8-тетрадь с выполненным домашним заданием в понедельник ребёнок сдаёт воспитателю группы, а в пятницу получает новое задание.

Уважаемые родители!

Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.

 

"Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР"

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным.

               Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители.

Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Один из них – это неблагоприятное влияние языковой среды, то есть недостаточное речевое общение ребенка с матерью. Исследования показывают, что возникновение речевых нарушений у детей в определенной мере связано со стилем их общения с матерью: чем сильнее выражена материнская холодность при общении с ребенком, тем выше вероятность возникновения речевых расстройств. Так, особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить речевое развитие ребенка.

                В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и воспитателей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.

Таким образом, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Для того, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме.

                Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема. Родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована работа логопеда и родителей. Мы должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Исходя из вышеизложенного, предлагаю родителям несложные игры и упражнения для занятий с детьми дома.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры с речевым и без речевого сопровождения. Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями. Самым простым является изображение пальцами разных фигурок.

1. "Флажок” - 4 пальца соединить вместе, большой опустить вниз.

2. "Очки” - соединить в кольцо большие и указательные пальцы.

3. "Стол” - левую ладонь сжать в кулак, поставив на стол, правую раскрытую положить сверху.

4. "Елка” - пальцы рук скрестить под углом друг к другу.

5. "Пароход” - ладони округлить и прижать друг к другу.

Необходимо помнить, что упражнения проводят в медленном темпе, от 5 до 8 раз, сначала одной рукой, затем – другой, а в завершение – двумя руками вместе. Родителю необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными и четкими. Нельзя требовать от ребенка немедленного выполнения того или иного упражнения: отработав одно подражание, постепенно переходим к другому.

Используя игровую ситуацию, а также подражательные способности детей, можно разыгрывать различные инсценировки:  "На птичьем дворе”, "Мама – птичка и птенчики”,"На скотном дворе”. Дети изображают кистями рук птиц, животных и подражают им. Игры, обычно, проходят на высоком эмоциональном уровне.

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех  компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

     В современном мире ребенок к 5 года должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя сложные предложения; пересказывать  сказки и короткие рассказы; составлять самостоятельно рассказ по сюжетным картинкам. У такого ребенка большой словарный запас, он правильно произносит все звуки, легко воспроизводит слова сложной слоговой структуры.

    Совсем другая картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (би-би, му-му и т.п.) до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. В любом случае нарушаются все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Отсюда и название – Общее недоразвитие речи
    Выделяют  три уровня  речевого развития:
 


    Первый уровень: 
    Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. В основном используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений (например: собака, коза, баран  - "ава"; машина, лодка, ракета – "ту-ту"; упасть, спать, сесть – "па" и т.п.)

Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценивать как однословные предложения.

    Пассивный словарь детей шире активного.

    Отсутствует или  имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова.  Если исключить ситуационно ориентирующие признаки, дети оказываются не в состоянии различить формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глагола, формы мужского и женского рода, не понимают значения предлогов.

    Звуковая сторона речи характеризуется фонематической   неопределенностью.  Нарушение звуков обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания.
    Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.

    Отличительной чертой  речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
    Второй уровень. При втором уровне речевая активность возрастает. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса  слов.

    Дети могут называть некоторые предметы, действия, отдельные признаки. Возможно использование местоимений, а иногда союзов, простых предлогов в конкретной знакомой ситуации.  Могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми событиями.

    Но все же речевая недостаточность проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов. Словарный запас отстает от норы: незнание многих слов, обозначающих части тела, животных их детенышей, одежды, мебели, профессий, электроприборов.

    Наблюдается ограниченное использование предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.

    Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций.

    Н-р,  Рассаз по картинке, составленный ребенком 5 лет:

«Бася…котю. Она..фате. Бася кос зиля ходива» (Собака…школу. Она…портфель. Собака кость взяла, ходила)

    Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается за счет различение некоторых грамматических форм. Это относится к различению и пониманию форм единственного и множественного числа существительных и глаголов, форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных. Значение предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации.

    Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешаний. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих и свистящих, аффрикат, звонких и глухих («пат книга» - пять книг; «папутька» - бабушка; «дупа» - рука). Наблюдается нарушения между способностью правильно произнести звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи.

    Типичными остаются и затруднения в усвоении звук-слоговой структуры. Наблюдаются: перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов. Н-р, «морашки» - ромашки, «алети» - самолеты, «дулесь» - огурец, «биледат» - виноград, «левоська» - сковородка.

    У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
 


    Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

    Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

- частей предметов и объектов (сиденье, ствол, фундамент, виски, и т.п.;

- глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, грызет, откусывает, жует – все выражается словом «ест»);

- приставочных глаголов (подплыл, отплыл, всплыл и т.п.);

- антонимов (гладкий - шершавый, глубокий  – мелкий и т.п.)

- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, грушевый и т.п.)

     В грамматическом строе распространены ошибки:

- в употреблении предлогов («Мама взяла книгу от полки»,  «Кошка вылезла под кровати»,  «Я пришел со школы» и т.п.);

-в согласовании  числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Подошел к два коня», «Заботился о хомячка», «Наблюдали за обезъяны»);

- построении предложений («Шел Петя грибы лес собирать» «Садика из шел я дома» и т.п.).

    В фонетическом плане дети:

-  неверно произносят 10-20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию  мягкие - твердые, звонкие – глухие (н-р, мягкий звук сь может заменять  с «сяпоги»,  ш «сюба», ц «сяпля», ч «сяйник», щ «сетка»);

- искажает слоговую структуру и звуконаполняемость слов (водопроводчик - датавотик, магнитафон - матафон);

- не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток, бык-бак-бок, па-ба-па и т.п.)

    Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечаются недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логоико - грамматических структур, выражающих причинно- следственные, временные и пространственные отношения.

В связной речи  отражаются все перечисленные особенности. Однако развернутые высказывания детей отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно- следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.   Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

    Описанные проблемы в развитии  фонетики, лексики и грамматического строя у детей школьного возраста проявляются более отчетливо при обучении в школе, создавая большие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом.

    Для детей с общим недоразвитием речи наряду с  речевыми особенностями характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью:

- нарушены внимание и память;

- нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;

- недостаточно сформировано словесно - логическое мышление.

    Нарушение внимания и памяти проявляется в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.

    Еще труднее сосредоточивается и удерживается внимание детей на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме длинные инструкции и неконкретные объяснения педагога.

    В основном, нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Н-р, внимание при просмотре мультфильма или игре на компьютере не надо мобилизировать и оно сохраняется длительное время. Или ребенок легко воспроизводит названия шести-восьми подарков на день рождения, которые подарили год назад, чем четырех-пяти спрятанных на занятии игрушек.

    У большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дети, даже в 5-ти летнем возрасте, держат ложку в кулаке, либо с трудом правильно берут ручку, кисточку, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

    Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности и неточности движений органной артикуляции - губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти. Это приводит к неправильному произношению звуков, а часто и к общей невнятности,  смазанности речи.

    Поскольку речь и мышление связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы.  Дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например, «На улице весна, потому что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда – он больше».

    Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием. Это касается словесно-логического мышления и внимания.

    Личностные особенности детей с общим недоразвитием речи заметны любому воспитателю или педагогу,  отработавшему в специальной группе хотя бы одну смену.  Отклонения от нормы проявляются в игровой, бытовой и прочей деятельности. На занятиях они намного быстрее своих сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, т.е перестают воспринимать учебный материал. А некоторые дети, наоборот, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить только что прозвучавший ответ.

В процессе общения некоторые дети возбудимы (они слишком подвижны, трудно управляемы), а другие, наоборот, - вялы, апатичны (не проявляют интереса к играм, чтению). Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), агрессивности, либо ранимости, обидчивости.

    Для предупреждения всех описанных вариантов ОНР большое значение имеет ранняя диагностика отклонений в речевом развитии и ранняя логопедическая работа.

    Успешная логопедическая работа  возможна только при наличии комплексного подхода, который включает в себя:

- медикаментозное лечение;

- логопедические занятия;

- нейропсихологическая работа;

- помощь родителей.

    Только тесный контакт логопеда и родителей ребенка с диагнозом «общее недоразвитие речи» может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Причины общего недоразвития речи

Эта статья посвящена одному из самых задаваемых вопросов: причины речевых нарушений. Все родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны.

Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

Таким образом, существует 2 группы причин, приводящих к нарушению речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Внутренние причины речевых нарушений.

Под внутренними причинами речевых нарушений следует понимать те причины, которые воздействуют на плод во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения.

Основные внутренние причины:

1. Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек и т.д.).

2. Отягощенная наследственность (диабет, гипертония и т.д.).

3. Аллергия матери.

4. Перенесенное переливание крови.

5. Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.

6. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус – фактору.

7. Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, обвитие пуповиной и др.).

8. Курение во время беременности, употребление алкоголя, наркотиков.

9. Короткий промежуток между первой и второй беременностью (менее 1 года).

10. Беременность до достижения 18 лет или после 40 лет.

11. Особые психические нагрузки (семейные проблемы, материальные трудности и т.д.).

Внешние причины речевых нарушений.

Внешние причины обусловлены факторами, воздействующими на ребенка в первые годы жизни.

Основные внешние причины:

1. Инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств (менингит, энцефалит, полиомиелит).

2. Ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.

3. Отсутствие, недостаток или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта ребенка с взрослыми.

4. Различные психические травмы (испуг, перенесенный ребенком в связи с разлукой с близкими людьми).

5. Общая физическая слабость организма, различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов ребенка.

6. Неправильные методы воспитания со стороны родителей.

7. Конфликтные взаимоотношения в семье.

Обобщая представленные данные, можно сделать вывод о сложности и многообразии комплекса различных причин, вызывающих речевые нарушения. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных тератогенных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.

Уважаемые родители, не следует паниковать при выявлении у Вашего ребенка речевого нарушения. Нужно вовремя обратиться к специалисту и выполняя все его рекомендации можно преодолеть речевую патологию. И самое главное по возможности исключить все выше перечисленные внешние причины речевых нарушений. Будьте внимательны к своему здоровью и здоровью своих детей!